субота, 28 лютого 2015 р.

Деятельностный урок с Хмарним кабінетом

   
Для тех, кто, как и я, увлечён возможностями интернет-сети и технологией ТОГИС, однако не имеет возможности изменить структуру урока школьного курса химии, предлагаю эту совсем несложную для решения задачу для 9 класса о полиэтилене "Мегамолекула". Хмарний кабінет позволил мне попробовать на практике деятельностный подход с использованием смартфонов, планшетов и  интернета. ТОГИС-технология предлагает решение деятельностно-ценностных задач для формирования самостоятельного поиска и анализа информации, критического рассматрения и корректировки  ответов в соответствии с культурным образцом. Больше об этом я писала здесь.   Время решения задачи обычно около 2-3 часов. Я попробовала использовать 2 урока ( с выходными днями между ними) и ресурс "Задание" с возможностью отчетности в виде файлов, комментариев.   На первом уроке я предлагаю войти в кабинет и открыть очередной урок, ознакомиться с интерактивной картинкой о технологии ТОГИС ( можно рассказать заранее, в свободное время, предложить сделать это дома), особенностях работы на уроке. 



Затем все знакомятся с текстом задачи. Привожу его. 
   
В книге Г.-Г. Элиаса «Мегамолекулы» написано: «Многие историки считают, что не солдаты и не генералы выиграли битву за Британию во второй мировой войне; их успех стал возможен благодаря полиэтилену. Этот пластик является чудесным изолятором для высокочастотных устройств. Такой материал был крайне необходим при конструировании только что изобретённых радаров, благодаря которым можно было бы следить за курсом немецких бомбардировщиков и поднимать по тревоге истребители. Без полиэтилена не было бы радаров, без радаров не было бы заблаговременного сигнала воздушной тревоги, не было бы успешной обороны».
Благодаря каким же ученым и каким образом удалось синтезировать такую чудесную мегамолекулу и какими ещё замечательными свойствами она обладает? Дайте ответ с точки зрения химика. 

а) Выделите ключевые слова для информационного поиска

б) Найдите и соберите необходимую информацию.

в) Обсудите и проанализируйте собранную информацию.

г) Сделайте выводы.

д) Сравните Ваши выводы с культурным образцом.


На доске также записаны этапы работы над задачей. 
а) Выделите ключевые слова для информационного поиска.б) Найдите и соберите необходимую информацию.в) Обсудите и проанализируйте собранную информацию.г) Сделайте выводы.д) Сравните Ваши выводы с культурным образцом.
Ключевые слова в первый раз можно выделить вместе. Класс по желанию разделяется на группы по 2-4 человека и  с помощью интернета занимаются поиском информации. Электронные ресурсы можно предоставить после текста задачи, а можно не предоставлять, 9-тиклассники и сами неплохо могут отыскать информацию. 
Однако, необходимо обратить внимание детей на то, что сайты нужно тоже уметь выбрать, не доверять сомнительным источникам ( ответы на mail.ru), форумы, отдать преимущество сайтам с химической (или другой профессиональной) направленностью.    Оставшуюся часть урока, после обсуждения результатов поиска в группах, представители групп предоставляют для всеобщего обсуждения. Слушатели вносят коррективы и дополняют ответы. Времени было немного, мы смогли заслушать только 2 группы. Домой все группы получают задание ознакомиться с культурным образцом ( в материалах урока), откорректировать найденную информацию и загрузить ответ в виде файла. 
Вот ссылка на культурный образец: Копылов В.В. Полиэтилен [ статья] : [Электронный ресурс] / Копылов В.В. Полиэтилен // Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/catalog/search/?text=%EF%EE%EB%E8%FD%F2%E8%EB%E5%ED&submit=%CD%E0%E9%F2%E8&interface=catalog&subject%5B%5D=31. – 27.02.15


Второй урок -- для выступлений и дискуссий. Дети должны обязательно записать уравнение реакции полимеризации, отметить разницу между полиэтиленом высокого и низкого давления.  роль катализатора, причину разной плотности полиэтилена,  условиях полимеризации и согласованность с принципом Ле Шателье.  Итогом урока становится представление процесса полимеризации этилена, структуре и свойствах его, сферах применения, вклад  учёных-химиков в осуществлении процесса полимеризации. 

   Подобный деятельностный подход к теме урока должен способствовать самостоятельности в получении знаний, умении ориентироваться в море информации, представить свою точку зрения на  публике, работать в маленьком и большом коллективе, 
Хмарный кабінет позволил мне соединить воедино домашнюю и классную работу, проверить работы всех групп или отдельных учеников до начала второго урока.

  Конечно, не все так здорово, как должно быть, но ведь это первая проба. Дети, как и я, только пробуют себя в выступлениях, дискуссии, подборе информации. Если вы увлечены подобным подходом, пишите, как применяете его сами на уроках.


субота, 7 лютого 2015 р.

ДОРОГУ НОВЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ!

Хочу обратиться к тем моим коллегам, которые используют или хотят использовать интернет в процессе обучения.
На сегодняшний день я начала практиковать комбинированные уроки химии с помощью «Хмарного кабінета».

 Немного о  плюсах и минусах подобного обучения. Использование тестов онлайн домашних или классных, просмотр видеоматериала, работа с игровыми сервисами, виртуальный журнал – всё это заманивает учителей. Дети получают легальный  доступ к планшетам, смартфонам, компьютерам, разнообразие на уроках и возможность выбора времени выполнения  различных работ, а также индивидуальный подход с возможностью общения с учителем неформальное время.  



   Небольшое отступление: ученики, из которых и слова не вытянешь на уроках, легко общаются со мной в кабинете, социальных сетях, пишут письма на e-mail, и наконец, раскрывают себя  в школе на занятиях. Дополнительные задания с приложенными алгоритмами решения или визуальные шпаргалки заменят репетитора. По сравнению с сайтом или блогом, «Хмарний кабінет» включает в себя многие их функции, а также является сервисом исключительно высокоорганизованным именно для обучения в любой точке земного шара. Учителя, хотя бы немного владеющие компьютером, довольно легко и быстро овладевают русско- или украиноязычными инструментами, поднимая на новый уровень процесс обучения своих детей. Понятный интерфейс, техническая поддержка от мастера облачных технологий, помощь коллег-энтузиастов в группе « Вивчаємо Moodle (відкритий курс для викладачів України)» на Facebook- это та основа, с которой Вы можете стать успешными на своем собственном облаке.  

Мозаичный и тематичный форматы организации курса 

Для учителя удобство в работе с «Хмарним кабінетом» определяется также систематизацией всего поурочного материала. Открыв определенный урок, находишь и план-конспект, и задания различного уровня, и дополнительные файлы. Функции кабинета помогают скрыть то, что нет нужды показывать детям в данный момент или определить доступ по группам, личный доступ для отдельных пользователей, желающих углубить свои знания или нуждающихся в помощи.

 Итоги прохождения теста отслеживаются и в количестве попыток, и в успешности по каждому вопросу и по группе в общем . Результаты обучения можно увидеть в журнале, загрузить в виде файла, таблицы или онлайн страницы как по отдельным ученикам, так и по всему классу.

Можно  анонсировать текущие мероприятия, события, отмечая важнейшие даты в календаре. Личные сообщения помогают оказать своевременную помощь учащимся, отправить напоминание о просроченных заданиях.


 Одним словом, дерзайте, ведь сейчас информационные технологии проще и ближе к самому неопытному пользователю!

субота, 17 січня 2015 р.

ПЕРВОЕ ВКЛЮЧЕНИЕ


Первая учебная неделя после новогодних каникул, только один урок в 9-м по плану в "Хмарном кабінеті" , дети уже несколько дней интересуются, когда же я дам им пароль для подключения к сети. Отвечаю. что на уроке всё будет, все будут работать в интернете.  Плохо сплю от волнения, хотя нет причины, кроме неизвестности: увлекут  ли детей так же, как меня возможности облачных технологий.
   Первый урок посвящаю знакомству с "Хмарним кабінетом". На доске пароль для входа в сеть интернет ( роутер подключен в последних числах декабря, его еще никто не знает), код доступа в мой "Хмарний кабінет". Все мои ученики  (9-а класс) работают на смартфонах, ни одного планшета.

 Задачи для выполнения перед учениками стояли  такие:
  1.    Войти в кабинет, проверив логин и пароль.
  2. Найти курс "Основные классы неорганических соединений, 9 класс"
  3. С помощью ресурса УРОК ознакомиться с возможностями дистанционного, гибридного ( смешанного) и перевернутого обучения. Каждый этап оканчивался вопросом ( довольно простым, как мне казалось), который давал возможность приступать к следующему этапу. Оценка за УРОК - 5 баллов, составляла только часть от оценки всего занятия.
  4. Записать сообщение в общий форум, высказав отношение к обучению через интернет прямо в школе ( ещё 4 балла)
  5. Создать слайд в совместной презентации ( описать отношение к предмету и пожелать себе  в наступившем году что-то хорошее) - 2 балла
  6. ознакомиться с информацией о домашнем задании. ( при заполнении своего профиля - ещё 1 балл) 
Я считала, что объем заданий невелик, одного урока более чем достаточно. Однако, я столкнулась с рядом проблем и открытий. коротко о них.
  • не все дети могут подключиться к интернету. правильно ввести код доступа, логин или пароль с первого, второго или даже десятого раза. Не уверена, что смогу помочь каждому в решении этой проблемы непосредственно на уроке. А их терпение и интерес иссякают минут через 15-20. Вывод: морально подготовиться к подобным казусам самой и предупредить детей,  использовать внеурочное время для устранения неполадок
  • Ура! все логины и пароли подошли, список  с запасными иметь при себе всегда ( дома тоже).
  • дробить оценку на несколько заданий  плохо, долго объяснять, какую разбалловку имеет это занятие.  К тому же, в журнале оценок не видно на момент окончания урока конечного результата. Один вид оценивания - одна оценка. Пусть их будет лучше 2-3 за урок.
  • на смартфоне невозможно создавать слайды в презентации, к тому же встроенная презентация, которую я могу видеть и работать с ней непосредственно в кабинете, не отражается в телефонах. Ёе лучше давать просто по ссылке.
Структура урока, над которой я так долго билась при подготовке, по- прежнему для меня загадка. Однако, я пришла к некоторым выводам относительно приёмов. 
   Во-первых, внедряю в учебный процесс не дистанционное, а гибридное обучение. Поэтому ресурсы, которые применяю, можно разделить на "домашние" и "классные". Не хочу, чтобы урок превращался в молчаливое мероприятие, ведь и обмен мнениями, и устный опрос, и объяснение материала, я могу провести по традиционной системе. 


"Домашние"
  • совместная презентация ( для экспресс- знакомства со свойствами, разнообразием, применением, и т.д.)
  • работа с Вики-страницами ( например, для работы над совместными проектами)
  • просмотр видео ( со звуком особенно) 
  • книга ( повторение основных моментов темы, для подачи её в схематическом виде, просмотр видео и презентаций)


  • загрузка файлов ( при выполнении домашней работы)

  • урок  ( идеален для дистанционного обучения) можно использовать в "перевёрнутом" классе. Условие: оговаривать максимальное  число баллов за урок до начала прохождения, а также тип ответа. Например, я запланировала как правильный ответ "Да" или "да", но не могла предположить, что дети будут ставить точку в конце слова. Не ограничивать ( по крайней мере на первых уроках) число попыток для прохождения тестов, оценка должна быть максимальной, а не средней, это создает ситуацию успеха в виртуальном мире. Возврат на предыдущую страницу при неправильном ответе обескуражил многих, затормозил ход урока, потребовал дополнительных объяснений, но и помог увидеть тех, кто хочет ответить, не читая материал ( впрочем, просто теперь они стали явнее).

  • форум ( особенно если требуется работа с дополнительной информацией)
  • тест ( домашняя контрольная, текущая проверка проверка )




"Классные"

  • тест. Хорош на любом этапе урока. Оценка обязательна.


  • работа с кроссвордами ( нет пока опыта работы)
  •  упражнениями LearningApps ( или другими),  оценивание электронное автоматическое невозможно ( ?), поэтому я планирую использовать для закрепления материала.

  • web- ссылки ( для просмотра сайтов, материалов, видео)
  • Папка ( для демонстрации картинок, моделей, фото  и других тематических подборок)
  • книга ( работа с небольшими текстами по интерактивным методикам)

Во-вторых, нужно записать задачи урока так, чтобы это было легкодоступная для  детей информация ( с помощью 

надписи, например), рядом указать число баллов и время выполнения, сроки. 

В- третьих, проверять все занятие в кабинете, перейдя в роль ученика. 
Это поможет избежать досадных ошибок. Ведь на уроке уже нет возможности исправлять  роли, доступ к ресурсам. 
И, наконец,  отложить сомнения и разочарования на как можно более длительный срок.
Желаю Вам отличных результатов в работе!  

четвер, 8 січня 2015 р.

МОЙ ВИРТУАЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ

   В школе четыре 9-х класса. Для работы в Хмарному кабінеті выбираю только два, остальные остаются контрольными для сравнения результатов обучения.
 В 9-а я являюсь классным руководителем.

 Это самый маленький класс в школе, в нем всего 14 человек.Язык обучения -- украинский. Это единственный класс в школе с украинским языком обучения. Передо мной встала проблема: на каком языке подавать материалы в  Хмарному кабінеті. Я вынуждена была отказаться от ведения виртуального урока на украинском, потому что все остальные мои ученики говорят и учатся на русском. Дети встретили мое решение без восторга. Не знаю, удастся ли мне совместить два языка в одном уроке.
Второй класс (9-Б) довольно сильный, большой и шумный. Ожидаю от него хорошей и плодотворной работы.
   Пожалуй, самым сложным стала ручная регистрация учеников. И не потому, что это тяжело или долго ( хотя, конечно, это занимает определенное время). Однако, я просто не успела собрать e-mail у детей до ухода на каникулы. Частично почтовые адреса получила через VK, некоторые пришлось создавать самой.
  Регистрирую всех учеников, записываю в таблицу все данные и сохраняю на хмарах.



  Самым интересным для меня стало создание групп. Это оказалось несложно. Интрументы на Moodle позволяют сделать это даже без предварительных  инструкций.






Хочу попробовать работу на одном и том же уроке с двумя классами. Насколько я понимаю, во время урока можно сам класс делить на группы для прохождения заданий различной сложности.
    Остается только разместить режим доступа для входа в  Хмарний кабінет. Для этого выбираю свой сайт, раздел новости и отдельную страницу, чтобы облегчить в дальнейшем поиски.

  Подвожу итоги.
  1. создать вводный ( ознакомительный) урок, который может легко "стать первым комом"
  2. собрать e-mail учащихся
  3. зарегистрировать учеников, при необходимости разделит на группы ( классы)
  4. составить список с данными учеников, сохранить на хмаре
  5. записать на сайте режим доступа в Хмарний кабінет для детей.

"БУМАЖНАЯ РАБОТА"

Новогодние праздники вроде бы немного поутихли. так что можно немного поработать в новом кабинете.
   Для начала я решила составить ознакомительное занятие, на котором бы дети просто могли потренироваться заходить в мой кабинет, пользоваться навигацией, журналом оценок, участвовать в форуме, проходить урок и т.д.
   Тему можно было выбрать любую, даже шуточную, касающуюся химии или нет, считаю это непринципиальным. Так как я готовлю цикл уроков по органической химии для учеников 2-х девятых классов, с которыми уже знакома на протяжении нескольких лет, я выбрала тему довольно "взрослую" : дистанционное обучение в школе.

 Мне хотелось бы, чтобы дети увидели перспективы и возможности современного обучения во всем мире, ведь именно это позволяет нам интернет. Я постаралась материал о дистанционном обучении, "перевернутом" классе, гибридном образовании поместить в УРОК, таким образом, чтобы каждый этап             ( страница) заканчивались хотя бы одним вопросом, материал был текстовый, содержал презентацию. При составлении УРОКА пользовалась рекомендациями Максима Мокрієва "Cтворюємо повноцінний урок в Moodle". Режим доступа: ІТ в освіті 
Таким образом, дети могут сразу увидеть результат своего труда в ЖУРНАЛЕ ОЦЕНОК.

  Обязательным мне показалось и включение ресурса ФОРУМ для того , чтобы показать детям возможность общения и обратной связи, быстрый обмен мнениями и результатами работы. Тема моего форума "Интернет в школе". Ни для кого не секрет, что в каждой школе есть интернет, однако установка роутера в моем классе вызвала ряд совсем неоднозначных мнений о вредности для учебы, неприятных последствиях, отвлечении внимания, перегрузки сети, сомнений в необходимости  и целесообразности иметь подключение всех мобильных устройств к сети интернет в пределах моего кабинета химии.Мнение учителей есть, хочу услышать мнения моих девятиклассников.
   Не хотелось бы затягивать вводное занятие, поэтому остается под сомнением составление совместной презентации во время урока ( тема "Мой класс").  "За " презентацию говорит то, что дети еще плохо справляются с такой несложной задачей как разместить информацию на слайде, свое фото или картинку, им нужно еще упражняться в этом. Я предлагаю оформлять проекты и выступления именно с презентацией, сейчас это очень удобно и интересно.

    Дети получают и домашнее задание: оформить свой профиль  в моем кабинете.
   Осталось только подобрать визуально приятную картинку, написать обращение.
    Конечно, стараюсь первой этот урок пройти сама, проверить свои оценки. Ура! работает!
Одно  из заданий УРОКА - эссе, я не очень высоко оценила свою работу, поэтому и не получила максимальный балл.  Проверка "Эссе" позволяет не только  кратко выражать свою мысль на письме детям, но и увидеть обратную связь с учителем, откорректировать свои ошибки, вернувшись к написанному.
   Итак, остается меньше недели, чтобы на практике увидеть плюсы и минусы моей работы.
  Желаю удачи и Вам, мои коллеги!

неділя, 28 грудня 2014 р.

Надежды и опасения облачного кабинета

   Совсем недавно,  благодаря тренингу у Светланы Михайловны Попель, я получила Хмарний кабінет. Свой собственный. Однако начать работать в нем с учениками оказывается совсем не так просто.
   Уж такой я человек, что для прыжка мне требуется разбег. То есть время для составления некоторого плана действий, мысленного представления своего урока в облаках.Думаю, мои коллеги в других городах Украины столкнулись с теми же или похожими проблемами. Надеюсь, что дистанционное обучение или обучение в облаках в той или иной степени войдет в жизнь каждого учебного заведения, каждого ученика, имеющего интернет. А значит, прежде всего, войдет в жизнь учителя.


Образование будущего

   Я учитель химии. Специфика моей работы предполагает часть времени урока проводить за химическими экспериментами, отработкой записи  уравнений, составлением формул. Кроме того, наличие компьютеров или ноутбуков на партах учеников скорее мешает, чем помогает, потому что реактивы не совместимы с крупной техникой , просто не поместится все на парте во время практической или лабораторной работы.
  Теперь о моей школе и классе. Интернет в мой кабинет провели пару  месяцев назад. Проектора и экрана я не имею. Могу воспользоваться иногда школьными, однако это совсем неудобно,  Экран устанавливаю на треноге, загромождая проход  и располагая на пути учащихся провода. Проектор ставлю на второй парте, поэтому первые две парты "переселяются". Ноутбук приношу из дома. Эта та реальность, в которой я собираюсь работать.
   Еще один важный момент. Моя школа - общеобразовательная, в которой учатся дети из разных социальных слоев, с разным уровнем подготовки и разной мотивацией к обучению.
   Учителя, которые уже работали на тренинге по освоению MOODLE, осознают  плюсы работы в облачном кабинете. Выскажу только свои собственные ожидания.

форум Форекс трейдеров лучшего брокера Форекс/Forex Азии в Чернигове


  •    объединить все виды работ в одном сервисе. ( вечером мне приходится работать и с почтой, и сообщениями VK, и совместными презентациями на Google- диске,  а систематизировать все данные и оценки с учетом откорректированных довольно сложно и утомительно)
  • повысить информационную компетентность учащихся и рейтинг интернета ( облачных технологий) как безграничной  возможности получать знания
  • сделать урок насыщеннее, добавить современные технологии к имеющимся традиционным ( просмотр видео и презентаций, другого урока, элементов эксперимента и т.д.)
  • облегчить себе работу при повторном прохождении курса ( понятно, что при первой подготовке уйдет больше энергии, чем при подготовке к обычному уроку)
  • создать ситуацию успеха для учеников благодаря возможности пройти урок самостоятельно, выполнить тест 2- 3 раза ( не буду утверждать, что так и будет, конечно)
  • включить по возможности игровой момент на уроке ( я не могу похвастаться разнообразными играми, кроссвордами, которые дети отгадывают, учатся, играясь, видимо, ни мой характер, ни предмет, который я преподаю, к этому не располагают в должной мере)
  • обеспечить учеников оценками каждый урок! И, желательно, большей частью без своего вмешательства. Пусть это сделает электронный журнал.
  • попробовать наконец-то  на практике решить деятельностно-ценностные задачи  по ТОГИС-технологии.
Кажется, все. Длинный список, но не воспринимайте его в том порядке, в котором написан. Пожалуй, самое главное, это удовлетворить свое собственное желание испытать такое изобретение как Хмарний кабінет на своем опыте.

Мои опасения ( кроме того, что ничего не получится):

Чего боятся россияне - опрос

  • слабая подготовка учащихся для работы в облачных сервисах ( честно говоря. это первое, с чем я столкнулась. Из 30 детей создать слайд в совместной презентации или найти по ссылке документ, переслать по почте выполненную работу под силу от 1 ( 3,5%) до 21 (70%) детей, есть и такие классы, в которых такой вид работ выполнили 0% учеников. Вы можете и самостоятельно убедиться в этом. зайдя по ссылке в папку моих совместных презентаций. Я предложила их ученикам 8-х и 10 классов, ввела  такой вид работ последние два месяца. 
  • плодотворность симбиоза облачных севисов и традиционной классно-урочной системы (эффективно или  потеря времени). Не хочется усложнять себе жизнь, Григорий Сковорода говорил, что " трудное не нужно, а нужное не трудно". 
         - на каком этапе какие методы применять?
         - целесообразно ли заменять традиционные методы и приемы теми. что предлагают облачные сервисы в данном конкретном случае?
  • какие виды работ в облаках использовать выгодно на уроках, а какие - дома?
  • как теперь  объективно оценить достижения ученика на уроке? Дробить оценку или  выставлять несколько? Я - за несколько. Иначе очень трудно дотянуться до недостижимых 12 баллов. С другой стороны, могу завышать оценки.
  • техническое обеспечение учащихся (будут ли в наличии смартфоны и планшеты на партах?) Если нет, как я должна организовывать и оценивать работу детей на уроке?
  • достаточно ли у меня времени  и умений на все эти облака?
Ну, теперь, кажется, все.
Можно приступать к подготовительному этапу.
Я открываю кабинет для 9-тиклассников ( 2-х классов, а и б, еще два будут заниматься без использования облачных технологий), по теме "Органические вешества" в январе наступающего года.


понеділок, 22 грудня 2014 р.

НОВОГОДНЯЯ ФАНТАЗИЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ ХИМИИ

   Дорогие коллеги! Предлагаю немного отвлечься от тетрадей и журналов и украсить свой кабинет химическими поделками.


   Самым популярным занятием по химии для детей в любом классе становится выращивание кристаллов. Учителю не составляет  труда написать или найти  алгоритм приготовления растворов для выращивания различных кристаллов солей. В 9-м классе подобная работа с насыщенными и перенасыщенными растворами выносится для домашней практики.
    Я предложила в этом году ученикам вырастить новогодние игрушки. Технология работы простая. Потребуется медная проволока и немного фантазии. 




В свежеприготовленный перенасыщенный раствор соли опускают на ниточке фигурку из проволоки ( предварительно очистить наждачной бумагой). Раствор с заготовкой накрывают бумагой и оставляют до утра. У нас из медного купороса выделились кристаллы различной величины, поэтому и игрушки получились разные. Зависит это от температуры раствора и скорости охлаждения. Попробуйте опустить в растворы ниточки , на которых вырастут целые грозди солей. Покрывайте лаком для ногтей и наслаждайтесь праздником и химическими чудесами!
Если кого-то заинтересует подобное химическое развлечение предлагаю статью, которая вдохновила и меня. В ней вы найдете и инструкции и правила приготовления различных растворов. Извините за качество.