Мне, как и любому учителю-практику
интересны новые тенденции в образовании.
Сегодняшний мир предлагает массу
возможностей получить различную
информацию о новинках педагогики во
всем мире. О ТОГИС-технологии узнала
недавно, хотя «работает» она на различных,
пока экспериментальных, площадках в
России с 2004 года. Ее автор – Гузеев
Вячеслав Валерьянович, доктор
педагогических наук, профессор. Сегодня
уже собралась команда учителей, которые
активно используют, апробируют эту
незнакомую нам технологию на своих
уроках, составляют сборники задач и
пишут методические рекомендации.
Подробнее об этом можно узнать на сайте
http://www.togisklub.ru/
В двух словах, чем привлекла
меня ТОГИС.
Я использую метод проектов для
работы с детьми. Знаю, что это способ
пробудить творчество, получить результат,
подталкивающий детей к дальнейшими
достижениям. Открываются способности
к общению, повышается самооценка,
запоминание темы исследования
гарантировано на отлично. Интерес к
предмету возрастает. Однако проект
требует большого количества времени
для реализации вне урока. Это ложится
тяжелой дополнительной ношей к домашнему
заданию. Многие учащиеся, занятые в
различных кружках и секциях, просто
вынуждены отказаться от участия в
проектах из-за перегруженности.
Технология ТОГИС предлагает решение
деятельностно-ценностных задач
непосредственно в школе, во время
занятий. Не пишу «урока», потому что
урока как такового нет. Есть время, 3-3,5
академических часа , выделенные для
решения (условно, конечно, как пишут
практики-тогисты, дети склонны решать
задачу до победного конца, если время
не ограничено). Для меня это выгодное
отличие по сравнению, например с «
перевернутым классом», где подготовка
темы ведется детьми самостоятельно
дома, а затем обсуждается на уроке.
Кроме того, работа проходит в
группах, когда дети общаются между собой
неформально, готовят некий творческий
продукт – доклад, схему, презентацию,
изделие. Многие из них раскрываются в
глазах одноклассников совершенно с
другой стороны, нежели прежде на обычных
уроках.
Впрочем, скажете Вы, все это
можно подготовить и в рамках обычного
урока путем реализации небольшого
проекта. Однако, ТОГИС предлагает
работать не только напрямую с интернетом
, но и сравнить собственные выводы с
выводами известных людей, с так называемым
культурным образцом. Всем известно,
при подготовке любого реферата, сообщения
ученики не утруждаются в выборе источника
информации, не проверяют подлинность
изложенных фактов в сотый раз переписывая
ошибочные или искаженные другими истины.
Культурный образец помогает не только
ученику, но и учителю иначе взглянуть
на многие предметные истины, познакомиться
с работами ученых, исследователей,
предметами искусства и их историей.
Легко решаемой становится и
воспитательная задача не уроке. Работая
над ДЦ-задачей, ученик самостоятельно
погружается в атмосферу творчества
писателя, познает трудности научного
открытия, знакомится с великими
личностями, узнает те не заданные
учебником и программой факты, из-за
которых наука становится интересной.
И сам учитель, готовясь к подобному
тогис-уроку, проявляет творчество,
составляя задачу, подбирая культурный
образец, глубже познает свой предмет.
Необычным моментом является и
то, что знания приобретаются детьми
вследствие самостоятельной и коллективной
деятельности. Они, собственно овладевают
не самими знаниями, а способами
деятельности.
А учитель становится менеджером
и экспертом, чья основная работа
окончилась до звонка на урок.
Немає коментарів:
Дописати коментар