суббота, 28 февраля 2015 г.

Деятельностный урок с Хмарним кабінетом

   
Для тех, кто, как и я, увлечён возможностями интернет-сети и технологией ТОГИС, однако не имеет возможности изменить структуру урока школьного курса химии, предлагаю эту совсем несложную для решения задачу для 9 класса о полиэтилене "Мегамолекула". Хмарний кабінет позволил мне попробовать на практике деятельностный подход с использованием смартфонов, планшетов и  интернета. ТОГИС-технология предлагает решение деятельностно-ценностных задач для формирования самостоятельного поиска и анализа информации, критического рассматрения и корректировки  ответов в соответствии с культурным образцом. Больше об этом я писала здесь.   Время решения задачи обычно около 2-3 часов. Я попробовала использовать 2 урока ( с выходными днями между ними) и ресурс "Задание" с возможностью отчетности в виде файлов, комментариев.   На первом уроке я предлагаю войти в кабинет и открыть очередной урок, ознакомиться с интерактивной картинкой о технологии ТОГИС ( можно рассказать заранее, в свободное время, предложить сделать это дома), особенностях работы на уроке. 



Затем все знакомятся с текстом задачи. Привожу его. 
   
В книге Г.-Г. Элиаса «Мегамолекулы» написано: «Многие историки считают, что не солдаты и не генералы выиграли битву за Британию во второй мировой войне; их успех стал возможен благодаря полиэтилену. Этот пластик является чудесным изолятором для высокочастотных устройств. Такой материал был крайне необходим при конструировании только что изобретённых радаров, благодаря которым можно было бы следить за курсом немецких бомбардировщиков и поднимать по тревоге истребители. Без полиэтилена не было бы радаров, без радаров не было бы заблаговременного сигнала воздушной тревоги, не было бы успешной обороны».
Благодаря каким же ученым и каким образом удалось синтезировать такую чудесную мегамолекулу и какими ещё замечательными свойствами она обладает? Дайте ответ с точки зрения химика. 

а) Выделите ключевые слова для информационного поиска

б) Найдите и соберите необходимую информацию.

в) Обсудите и проанализируйте собранную информацию.

г) Сделайте выводы.

д) Сравните Ваши выводы с культурным образцом.


На доске также записаны этапы работы над задачей. 
а) Выделите ключевые слова для информационного поиска.б) Найдите и соберите необходимую информацию.в) Обсудите и проанализируйте собранную информацию.г) Сделайте выводы.д) Сравните Ваши выводы с культурным образцом.
Ключевые слова в первый раз можно выделить вместе. Класс по желанию разделяется на группы по 2-4 человека и  с помощью интернета занимаются поиском информации. Электронные ресурсы можно предоставить после текста задачи, а можно не предоставлять, 9-тиклассники и сами неплохо могут отыскать информацию. 
Однако, необходимо обратить внимание детей на то, что сайты нужно тоже уметь выбрать, не доверять сомнительным источникам ( ответы на mail.ru), форумы, отдать преимущество сайтам с химической (или другой профессиональной) направленностью.    Оставшуюся часть урока, после обсуждения результатов поиска в группах, представители групп предоставляют для всеобщего обсуждения. Слушатели вносят коррективы и дополняют ответы. Времени было немного, мы смогли заслушать только 2 группы. Домой все группы получают задание ознакомиться с культурным образцом ( в материалах урока), откорректировать найденную информацию и загрузить ответ в виде файла. 
Вот ссылка на культурный образец: Копылов В.В. Полиэтилен [ статья] : [Электронный ресурс] / Копылов В.В. Полиэтилен // Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/catalog/search/?text=%EF%EE%EB%E8%FD%F2%E8%EB%E5%ED&submit=%CD%E0%E9%F2%E8&interface=catalog&subject%5B%5D=31. – 27.02.15


Второй урок -- для выступлений и дискуссий. Дети должны обязательно записать уравнение реакции полимеризации, отметить разницу между полиэтиленом высокого и низкого давления.  роль катализатора, причину разной плотности полиэтилена,  условиях полимеризации и согласованность с принципом Ле Шателье.  Итогом урока становится представление процесса полимеризации этилена, структуре и свойствах его, сферах применения, вклад  учёных-химиков в осуществлении процесса полимеризации. 

   Подобный деятельностный подход к теме урока должен способствовать самостоятельности в получении знаний, умении ориентироваться в море информации, представить свою точку зрения на  публике, работать в маленьком и большом коллективе, 
Хмарный кабінет позволил мне соединить воедино домашнюю и классную работу, проверить работы всех групп или отдельных учеников до начала второго урока.

  Конечно, не все так здорово, как должно быть, но ведь это первая проба. Дети, как и я, только пробуют себя в выступлениях, дискуссии, подборе информации. Если вы увлечены подобным подходом, пишите, как применяете его сами на уроках.