пятница, 15 мая 2015 г.

С НОГ НА ГОЛОВУ ИЛИ все НА СВОИ МЕСТА

   Хочу рассказать, как я провела перевёрнутый урок.
   В нашей школе четыре  9-х класса в параллели. В А и Б я ввела занятия по гибридному (смешанному) изучению органической химии со второго семестра с помощью облачного кабинета на платформе Moodle. Остальные два занимались как и прежде, не получая задания через интернет. Естественно, именно для первых двух мне было легче ввести перевёрнутый урок. Долгое время я не решалась на эксперимент. Наконец, определилась с темой: "Нуклеиновые кислоты". Предполагается обзорное знакомство с НК как  природными полимерами, их свойствами, функциями, генной инженерией. Я составила сценарий урока ( как называет его Марина Курвитс). Записать видеоматериал на основе  презентации было не сложно.( К счастью, на эту тему множество схем и картинок в Интернете, мне оставалось только выбрать необходимое и скомпоновать в нужном порядке. )
        Рассказывать детям о том, что собираюсь "переворачивать" урок,  я не стала. На уроке всегда нет времени. Я подготовила короткое видео, где сама объясняла им, что я предлагаю и чего от урока жду. Думаю, это ошибка, дети нуждаются в настрое, а вот видео просмотрят не все.
  Итак, ДО УРОКА 
  • Просмотреть видеоматериал по теме (сделать заметки в тетради)
  • Пройти тест для самоконтроля ( 5 попыток со средним результатом оценивания)
Привожу для интересующихся коллег-химиков свой видеоматериал



Кстати, при налаженной работе с интернетом через планшеты или смартфоны тест можно пройти прямо в классе перед уроком или в его начале( по-моему, нет ничего страшного, если дома кто-то не успел. или забыл это сделать).


Самостоятельная работа в группах


НА УРОКЕ
  • работа в группах "Биохимиков" и "Генетиков"( по желанию, или случайный выбор) над вопросами 
  • выступление и дискуссия 
Опять же для моих коллег привожу список предложенных мною вопросов 
"Генетики" ( вопросы делить на 2-3 группы)

  1. Чем занимается генная инженерия?
  2. Сравните понятия "ген" и "нуклеотид"
  3. Существуют природные мутации в результате ошибок при удвоении ДНК.Ответьте как генетик: Это хорошо или плохо? Ответ обоснуйте.
  4. Назовите как можно больше областей науки, связанных с генетикой.
  5. Существует зависимость: ген-- признак. Как, по-вашему, организм может защитить себя от нарушения этой связи в результате различных сбоев при передаче информации или удвоении ДНК?
  6. В 1974 году на Международной конференции в США выработаны правила, обязательные при работе с генетическим материалом. А какие бы правила вы предложили сейчас?

"Биохимики"
  1. Какие химические элементы присутствуют в нуклеиновых кислотах?
  2. Сравните понятия "ген" и "нуклеотид"
  3. Как называется плотная упаковка ДНК в клетке?
  4. Какие факторы могут нарушить строение НК  и воспрепятствовать нормальному выполнению их функций?расположите по убыванию.
  5. Дайте определение хромосомным заболеваниям.В каком возрасте они проявляются? Приведите 1-2 примера.
  6. Поддаются ли лечению генные заболевания, причина которых -- генные мутации? (Например, альбинизм, фенилкетонурия, галактоземия, фруктоземия?)   


МОИ ОЖИДАНИЯ

  1. Хотелось, чтобы дети узнали больше, чем написано в учебнике, рассмотрели генную инженерию с разных точек зрения, узнали что-то новое о наследственных заболеваниях, научились сравнивать знакомое и делать выводы, предполагать результат, 
  2. Конечно, повысили уровень самотоятельной работы с различными источниками информации.
  3. Практиковались в выступлениях и дискуссиях, умели работать в групе и принимать на себя различные роли.
  4. Получили от обучения удовольствие.
ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ
Мои дети ( какие ещё непосредственные) добровольно сообщают, кто готовился к уроку. Я  не наказываю, поэтому склонна верить им. к сожалению, просмотрели видеоматериал 18-40% учащихся, присутствовавщих на уроке.Этот момент, конечно,усложняет задачу. Думаю, при систематическом введнии новых форм самостоятельной работы дома, эти проценты не будут отличаться от обычных для классического урока. Когда новое станет нормой.

МОЯ ПОДГОТОВКА
В реальном времени около 2, 5-3 часов на составление теста, презентации и записи текста для видеоматериала. Сколько ушло на то, чтобы настроиться на такой урок, можно даже не спрашивать. В первый раз всегда много!

МОИ ВПЕЧАТЛЕНИЯ
Урок в первом классе провалился. Я столкнулась со всеми проблемами, которые вы можете себе представить в худшем из вариантов. Шум, непонимание, нежелание работать, неумение работать в команде, несерьёзное отношение к уроку, низкий результат, слабая активность.
  А теперь представьте второй класс, где всё случилось наоборот. Домашняя подготовка оказалась лучше. меньше скептиков, много интересных открытий ( честно говоря, даже для меня), работа обычно неактивных детей в роли выступающих, самоорганизация, и даже ( неожиданно!) настоящая дискуссия.

Выступление, обсужденеи

Выступление "Генетиков"

ЭМОЦИИ
Положительные. Радостные у детей ( в большинстве, конечно). Работа в неформальной обстановке однозначно располагает к снятию скованности и напряжённости. Остаётся чувство лёгкости, позитивного настроя. 
"Перевёрнутый" урок составит проблему тем детям , кто чувствует себя хорошо в режимных правилах, любит, чтобы всё было "как всегда".

ОЦЕНКИ
Конечно, получили все. В этот раз я взяла за основу тест для самоконтроля+ работа на уроке. Конечно, в идеале критерии работы на уроке нужно оговорить заранее с детьми. Тогда можно даже 2 оценки ставить. 

РЕЗУЛЬТАТ
Всегда сложно сказать. Проверочный тест  я провести не могу: семестровая контрольная меня подгоняет к концу учебного года. Включаю один из вопросов типа эссе на тему данного урока. Хочу услышать, что запомнилось, и запомнилось ли.

СТОИТ ЛИ ПРОБОВАТЬ?
Я буду проводить подобные уроки. Я уже говорила, какие плюсы нахожу в них.
А вы?