четверг, 31 октября 2013 г.

МОИ ПРОЕКТЫ

Проектирование ̶ одно из самых увлекательных занятий.
Проектировать ̶ значит мечтать, уметь планировать, осуществлять задуманное и рассказать о нем другим.
Мы все это умеем, а вот научить детей помогает метод проектов.
Вначале, конечно, придумываю я.  Все: от начала и до конца. Пусть не жестко будут придерживаться этапов дети ̶  тем неожиданней и интереснее результат. А дети умеют приятно удивлять.
 Проекты для меня ̶ это способ познания мира. Не просто так, а с определенной целью.

Любой проект имеет основные «папки», которые заполняются мною и участниками:
¨     Планы (описание этапов проекта, презентация с планом проекта)
¨     Учебные материалы (шаблон проекта, доступ к сайтам, опросники, планы дискуссии)
¨     Ученический пример( уже подготовленные продукты: презентации, стенгазеты, заметки в блоге ит.д.)
¨     Дополнительные материалы  (электронные книги, адреса сайтов, копии использованных материалов)
¨     Разрешения ( документ, подтверждающий согласие родителей ребенка на размещение его работ в сети интернет)
¨     Оценивание (критерии оценивания презентаций, веб-страниц, буклетов, стенгазет, критерии текущего, итогового или вступительного тестирования, опроса)



В начале   ̶  грубо набросать вопросы проекта, придумать ему имя ( коротко и красиво). Затем  ̶ составить черновой вариант плана. Придумать проблемный вопрос (если возможно), который подтолкнет детей к работе, заинтригует и заинтересует их (например,  «Есть ли в космосе элементы, которого нет на Земле?») Просмотреть литературу и другую информацию, которую можно предложить детям для изучения. Современный подросток лучше работает с интернетом,  чем с книгой, этот недостаток придется исправлять, т.к.  «загореться», увидеть глубину вопроса невозможно из обрывочных сведений отдельных заметок сайтов. Правда, это не главная цель. Кроме того, необходимо познакомить ребят и с требованиями работы в сети интернет: умение создавать ссылки, соблюдать право собственности, работать с солидными сайтами, а не заметками в личном блоге ( если это не блог академика, конечно).
Хорошо бы иметь и примеры, шаблоны презентаций, веб-страниц, буклетов и критерии их оценивания, чтобы не на пальцах объяснять детям, что же вы от них ждете.
 Ну, вот теперь можно начинать.

  «От Земли до неба»  ̶  проект, который уже дважды проходил в школе.

«Загадка Нобеля» и «Ядерная жизнь» проходили только раз, нуждаются в корректировке. Последний проект достаточно пространный, это видно по работам участников, но я бы не хотела ограничивать детей в выборе пути. Здесь возможны и другие варианты  вопросов.
Я предложила для ознакомления и два черновых  варианта планов проектов «Тайны Периодической системы» и « Самый нужный элемент», которые еще только проходят в школе. Последний проект я сделала обязательным для всех учеников , поэтому с проблемным вопросом вышла неувязка. Здесь стимулирующий момент ̶  соревновательность и оценка. Такие проекты с большим числом участников провожу впервые (как зачетная работа за курс 10 класса), поэтому не могу указать на все  плюсы и минусы.  Планирую подготовить тестовые вопросы для текущей проверки с последующим текстовым пояснением, чтобы усилить компонент самостоятельности и помочь слабоподготовленным. А т.к. участники – это весь класс, то проверить всех при личной беседе очень сложно.
 Проект для 8 класса  «Тайны Периодической системы» родился скорее по необходимости занять детей, которых я еще не привлекала к проектированию. Ключевой вопрос, к сожалению, не заинтересовывает их сходу. Возможно, была бы уместна проблемная ситуация на экологическую тематику( например, об элементах- аналогах, новооткрытых элементах).
Любой проект может требовать доработки, добавления материала. «Оживает» он только в детских работах, поэтому так сложно передать на бумаге весь увлекательный процесс совместного творчества.
Хотелось бы, чтобы учителя, впервые осваивающие этот метод, не боялись большой предварительной работы. Не стоит сразу наполнять все папки, сделать все «по полной программе». Я три года занимаюсь проектами, но до сих пор затрудняюсь с оцениванием. Только недавно нашла самый удобный для меня шаблон для записи плана проекта. В любом деле нужно набить руку. Не спешите, дайте себе возможность хорошо разбежаться перед прыжком, как говорил Андре Моруа. Дети «закопались» в литературе и не успевают в срок? Отодвиньте его! Всего 2 человека готовы участвовать в Вашем грандиозном и увлекательном проекте? Ура! Значит Вы  ̶  молодец!   После представления учениками своих работ  перед  одноклассниками обязательно появятся желающие повторить попытку «первопроходцев». Из четырех классов параллели (около 100 учеников) только трое проявили глубокий интерес к вопросу проекта «От Земли до неба». Это и были мои «звездочки».

Пусть даже ученики открывают давно известные истины. Все равно! Ведь для себя они делают это впервые. Их слова «Я могу!» и «У меня получилось!» являются истинным результатом проекта.